Дизайнеры


Joe Colombo


Joe Colombo

Джоэ Коломбо (Joe Colombo) - известный итальянский дизайнер, один из наиболее ярких представителей футурологического дизайна жилой среды 60-х годов. Коломбо - автор множества проектных разработок: мебели и комплексов жилого оборудования, светильников, фототехники и т. п., в ряду которых - как вполне реалистичные и прагматичные объекты массового производства, так и концептуально-футурологические прототипы-инсталляции, выполненные для выставок и крупных международных конкурсов.

Родился в Милане. Получил художественное образование (живопись) в Академии Брера и архитектурное - в Миланском политехническом институте. Творческое становление Коломбо проходило в среде художественного авангарда (его брат Джанни - выдающийся представитель абстрактно-кинетического направления в искусстве). В начале профессиональной карьеры занимался архитектурным проектированием, живописью, графикой, организацией производства. В 1951 году он присоединился к "Нуклеарному движению" (Nuclear Painting Movement), возглавляемого Энрико Бай (Enrico Baj) и Серджио Данжело (Sergio Dangelo). В следующие 4 года работал как художник-экспресиионист и скульптор, выставляя свои работы с другми членами группы. В 1954 г. работает вместе с Бруно Мунари, Энцо Мари и Джило Дорфлес в рамках проекта "Mac-Spazio-Movement"; проектирует три площадки для отдыха на открытом воздухе с телевизионными инсталляциями для Десятого Миланского Триеннале; 1956 - реализует свой первый архитектурный проект. И в 1958 году он оставляет живопись, чтобы полностью посвятить себя дизайну. C 1959 по 1962 гг. работает в своей семейной электрической фирме, в это же время начинает свои первые опыты в области промышленного дизайна и эксперименты с новыми материалами, в том числе с формованной пластмассой. В 1962 году создает собственный офис в Милане и целиком переключается на дизайн, занимается проектированием изделий используя передовые технологии и новые материалы, главным образом пластмассы.

Первыми проектами Коломбо были в основном проекты для горных отелей и отелей горнолыжных курортов (лыжи были страстью дизайнера, помимо машин и джаза), за интерьеры одного из них - отеля в Сардинии - он получил "IN-Arch". Особого внимания заслуживают потолки этого отеля, для выполнения которых были использованы отражающие свет призмы, выполненные из стекла Perspex концерна "ИКИ".

Коломбо видел свою роль дизайнера в том, чтобы создавать среду будущего. В 60-е во всех своих эссе и на всех выступлениях он подчеркивал существенность тех изменений и тех возможностей, которые дает для создания новых дизайнерских решений использование новых технологий. "Возможности, которые открылись перед нами в связи с развитием аудио-видио технологий, огромны", заявлял Коломбо. "Изменения в образе жизни людей в связи с этим могут быть существенными. Люди смогут учиться и работать дома. Расстояние в будущем не будут иметь прежнего значения". 
Людям будущего, по мнению Коломбо, потребуется новый тип среды обитания: "пространства, которые могут трансформироваться, пространства подходящие для медитации и экспериментов, для интимности и для общения". 

Для выполнения этой миссии - создание новой среды - Коломбо применял новые производственные процессы и материалы к существующим типам мебели. Также как и в живописи и скульптуре, в дизайне Коломбо предпочитал смелые изогнутые формы и избегал острых углов и прямых линий. Среди наиболее известных разработок Коломбо - серия светильников для фирмы „0-Люче" (O-Luce), например лампы Acrylica (1962), выполненная из Perspex, а также кресла, стулья и табуреты из пластмассы, рассчитанные на крупносерийное производство на потоке методами штамповки, отливки и т. п., в том числе один из первых в Италии стульев, изготовленных целиком из пластмассы, то есть в мономатериале. Вслед за креслом Elda, созданным в 1963 г. и явившимся первым креслом из стекловолокна большого размера, в 1964 г. Коломбо разработал маленькое кресло, сконструированное из соединенных между собой 3-х элементов из гнутой фанеры, и, наконец, в 1965 году - стул Universale (Универсальный стул) для фирмы Cartell. Захваченный идеей создания стула из одного материала, Коломбо начал свои эксперименты с алюминием, продолжил с формованной пластмассой и закончил с полипропиленом. Кроме того, что этот стул легко мыть, просто составить один с другим, из него легко можно сделать барный стул, открутив ножки и заменив их на более длинные. В течение 2-х лет Коломбо работал над дизайном и конструкцией стула, чтобы в совершенном виде выпустить его в производство, чего он и добился в 1967 году. 

Коломбо не только усовершенствовал существующие типы мебели, но и разрабатывал новые модели, более подходящие, по его мнению, мобильному и изменчивому стилю жизни конца 60-х. Так в начале 1963 года он спроектировал Combi-Centre - контейнер, состоящий из цилиндрических блоков для хранения книг, спиртного или инструментов. В следующем году он создает Man-Woman Container, футуристическую версию дорожного сундука 19 века, в котором полки, ящики и зеркала спрятаны внутри двух объемов: один - для мужчины, другой - для женщины. Эти эксперименты завершились созданием Boby trolley, мобильного блока для хранения с выдвижными полками и ящиками, который до сих пор находится в промышленном производстве. 

Интерес Коломбо к унифицированным мебельным системам не угасал на протяжении всей его жизни и нашел идеальное воплощение в новых моделях конца 60-х - начала 70-х годов (Кресло Tube, Multi Chair) и, главным образом, в футурологических проектах полностью оборудованных жилых ячеек. 
Кресло Tube (1969-1970 гг.) Джоэ Коломбо сделано из стальных цилиндров, обитых тканью по полиуретановой пене и соединенных резиновыми переходниками. Элементы этого кресла могут быть соединены в большое число комбинаций. Размещавшееся в сумке-торбе, кресло было первым примером мебели, которая продавалась "прямо с полки".
Multi Chair (1971) - кресло-трансформер, состоящее из двух подушек, заполненных полиуретаном, подушки можно использовать отдельно или соединиь вместе в различных вариантах, чтобы получить стул, кресло или кушетку. 

В конце 60-х годов широкую популярность Коломбо принесли его концептуально-футурологические проекты полностью оборудованных жилых ячеек, многофункциональных трансформирующихся пространств - агрегатов для жилья. 
Джоэ Коломбо конкретизировал известный лозунг Ле Корбюзье — «Дом — машина для жилья» на примере жилого интерьера. 

Наиболее полное выражение это направление получило в выставочном проекте «Визиона-69» (осуществлен по заказу германского концерна «Байер») - обитаемой структуре, состоящей из серии функциональных блоков. Здесь впервые вместо того, чтобы делить помещение квартиры перегородками на отдельные комнаты, Джоэ Коломбо поместил внутри единого жилого пространства крупные модули для сна, гигиены, приготовления пищи и т.д. Часть из них имела собственные ограждающие конструкции, превращаясь в мобильные объемные блоки, своего рода «комнаты в комнате». «Визиона-69» стала новым словом в мировом дизайне жилого интерьера и бытовых предметов, положив начало целому ряду интерьерных разработок футурологической направленности, осуществленных в последующие годы в различных странах.

Сам дизайнер считал такое многофункциональное и динамичное пространство наиболее подходящим жильем для современного человека, что и подтверждал собственным примером. Мебель в своей миланской квартире он заменил двумя «агрегатами» - «машиной для еды» и «машиной для сна», разделив их раздвигающейся перегородкой. Здесь все было электрифицировано и оборудовано по последнему слову техники конца 60-х. 

Дальнейшей разработкой темы жилья будущего стол проект Total Furnishing, представляющий собой многофункциональный блок, вмещающий в себе четыре необходимых для жизни зон: кухню, стенной шкаф, ванную и спальню - все на площади в 28 кв.м. 

Total Furnishing был представлен на выставке ,,Италия: новый домашний ландшафт" в Нью-Йорке в 1972, но дизайнер не увидел свое творение на этой выставке, он умер годом раньше от сердечной недостаточности в день своего 41-го года рождения.

За свой короткий творческий период Джо Коломбо стал одним из самых значимых и известных промышленных дизайнеров. Он соединял в себе радикально инновативный подход с пластической, художественно-оформленной идеей формы.

Сайт Джо Коломбо - www.joecolombo.com

    < Нет продуктов >

Работает на основе WebAsyst Shop-Script